Суббота, 15 Декабря 2018, 10:37
Приветствую Вас Гость

Сайт учителя информатики Сабанина И.А.

Меню сайта
Наш опрос
Вы впервые на этом сайте?
Всего ответов: 54
Статистика
7 класс
 
§1.1 Информация и ее свойства
 
Информация – это сообщения, сведения о чем-либо, которые получают или передают объекты окружающего мира.
Информация для человека – это содержание сигналов или сообщений, которые человек получает из различных источников.
Сигналы: непрерывные и дискретные.
Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона.
Дискретный сигнал принимает конечное число значений, которые можно пронумеровать.
 
Виды информации по способу восприятия человеком:
Вид информации Органы человека Информация
Визуальная органы зрения (глаза) вид
Аудиальная (звуковая) органы слуха (уши) звук
Обонятельная органы обоняния (нос) запах
Вкусовая вкусовые рецепторы языка (язык) вкус
Тактильная (осязательная) органы осязания (кожа) ощущение
 
Свойства информации
  1. Информация объективная, если она не зависит от чьего-либо мнения;
  2. Информация достоверная, если она отражает истинное положение дел;
  3. Информация полная, если ее достаточно для понимания ситуации и принятия решения;
  4. Информация актуальная, если она важна для настоящего времени;
  5. Информация полезная, если с ее помощью можно решить поставленную задачу;
  6. Информация понятная, если она выражена на языке, доступном для получателя.
 
§1.2 Информационные процессы
 
Информационные процессы – это процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации.
 
Основные информационные процессы:
  1. Сбор информации,
  2. Обработка информации,
  3. Хранение информации,
  4. Передача информации.
Сбор информации – это получение новой информации из различных источников.
Обработка информации – это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.
 
Типы обработки информации:
  • Обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации (преобразование по правилам, исследование объектов, логическое рассуждение, обобщение и др.)
  • Обработка, связанная с изменением формы представления информации, не изменяющая ее содержания (структурирование, кодирование, отбор)
 
Хранение информации – это запись информации на некоторый носитель.
Носитель информации – это материальный объект, на котором можно зафиксировать информацию.
Передача информации – это перенос информации от источника к приемнику по каналу связи.
Передача информации осуществляется по схеме: источник информации => кодирующее устройство => канал связи => декодирующее устройство => приемник информации.
 
  1. Источник информации – это тот, кто передает информацию.
  2. Кодирующее устройство – это устройство, в котором информация преобразуется в форму, удобную для передачи.
  3. Канал связи – это среда, по которой распространяется (передается) информация.
  4. Декодирующее устройство – это устройство, в котором происходит преобразование закодированной информации, поступившей по каналу связи, в исходную форму.
  5. Приемник информации – это тот, кто получает информацию.
 
§1.3 Всемирная паутина
 
Всемирная паутина (World Wide Web, WWW, Web) – это всемирное хранилище информации, существующее на технической базе сети Интернет.
Web-страница – это документ в сети Интернет, доступ к которому осуществляется с помощью web-браузера.
Web-сайт – это несколько web-страниц, связанных между собой по содержанию.
Браузер – это специальная программа, позволяющая пользователю перемещаться по сети Интернет.
 
Поиск нужного документа в WWW может происходить:
  • Путем указания адреса документа,
  • Путем перемещения по паутине гиперсвязей (по гиперссылкам),
  • Путем использования поисковых систем.
 
§1.4 Представление информации
 
Человек для сохранения и передачи информации другому человеку фиксирует ее с помощью знаков.
Знак (набор знаков) – это заменитель объекта, позволяющий передающему информацию вызвать образ объекта в сознании принимающего информацию.
Знак – это явное или неявное соглашение о приписывании некоторому чувственно воспринимаемому объекту определенного смысла.
Пиктограмма – это знак, форма которого позволяет догадаться о его смысле (явное соглашение).
Символ – это знак, у которого связь между формой и значением устанавливается по договоренности (неявное соглашение).
 
Люди используют отдельные знаки и знаковые системы.
Знаковая система – это множество всех входящих в нее знаков (алфавит) и правил оперирования этими знаками.
Язык – это знаковая система, используемая человеком для выражения своих мыслей, общения с другими людьми.
Естественные языки – это языки, используемые для общения людей.
Формальный язык – это язык, в котором одинаковые сочетания знаков всегда имеют одинаковый смысл.
Кодирование – это представление информации на каком-либо языке или в образной форме.


§1.5 Двоичное кодирование
 
Дискретизация информации – это процесс преобразования информации из непрерывной формы представления в дискретную.
Чтобы представить информацию в дискретной форме, ее нужно выразить с помощью символов определенного языка. Каждый язык имеет свой алфавит.
Алфавит – это конечный набор отличных друг от друга символов (знаков), используемых для представления информации.
Мощность алфавита – это количество входящих в него символов (знаков).
Двоичный алфавит – это алфавит, содержащий два символа.
Двоичное кодирование – это представление информации с помощью двоичного алфавита.


§1.6 Измерение информации
 
Каждый символ некоторого сообщения имеет определенный информационный вес, т.е. несет фиксированное количество информации.
Информационный вес символа двоичного алфавита принят за 1 бит.
1 битминимальная единица измерения информации.
Информационный вес символа алфавита i и мощность алфавита N связаны между собой соотношением: N=2i.
 
Информационный объем сообщения (количество информации в сообщении) складывается из информационных весов составляющих его символов.
Информационный объем сообщения I равен произведению количества символов в сообщении K на информационный вес символа алфавита i.
I = K × i
 
1 байт = 8 битов
1 Кбайт (один килобайт) = 1024 байта
1 Мбайт (один мегабайт) = 1024 Кбайта
1 Гбайт (один гигабайт) = 1024 Мбайта
1 Тбайт (один терабайт) = 1024 Гбайта


§2.1 Основные компоненты компьютера и их функции
 
ЭВМ – электронная вычислительная машина.
Современный компьютер – это универсальное электронное программно-управляемое устройство для работы с информацией.
Универсальное – применяется для многих целей.
Электронное – состоит из множества электронных компонентов.
Программно-управляемое – работа осуществляется под управлением установленных программ.
 
Современные компьютеры обрабатывают информацию в виде двоичного кода (последовательности нулей и единиц).


§2.2 Персональный компьютер
 
Персональный компьютер (ПК) – это компьютер многоцелевого назначения, предназначенный для работы одного человека.
Устройства, входящие в состав ПК:
  1. Устройства, входящие в системный блок:
    1. Материнская плата – это плата, обеспечивающая обмен информацией между устройствами, их питание электроэнергией;
    2. Центральный процессор (CPU) – это устройство, организующее прием данных, считывание команд из оперативной памяти, их анализ и выполнение, а также отправляющее результаты работы на требуемое устройство;
    3. Оперативная память (RAM) – это внутренняя память, управляемая процессором, хранящая исполняемые в данный момент программы и оперативно необходимые для этого данные (ОЗУ);
    4. Жесткий диск (HDD) – это магнитный диск в герметичном корпусе, служащий для длительного хранения информации (ПЗУ);
    5. Дисковод – это устройство для чтения и записи на оптические диски CD и на DVD;
    6. Блок питания – это устройство, преобразующее ток электрической сети в ток, подходящий для внутренних компонентов компьютера;
    7. Порты компьютера – это разъемы на системном блоке, предназначенные для подключения внешних устройств;
    8. Карты расширений:
      1. Видеокарта – это устройство, передающее изображение на монитор и производящее часть вычислений по подготовке изображения для монитора;
      2. Звуковая карта – это устройство, предназначенное для записи и воспроизведения звука;
      3. Сетевая карта – это устройство, предназначенное для соединения компьютера с другими компьютерами и с сетью Интернет;
  2. Внешние устройства:
    1. Устройства ввода информации:
      1. Клавиатура – это устройство ввода информации в компьютер;
      2. Мышь – это указательное устройство ввода информации в компьютер;
      3. Сканер – это устройство ввода графических изображений и текстов с бумажного носителя;
      4. Микрофон – это устройство ввода звуковой информации в компьютер;
    2. Устройства вывода информации:
      1. Монитор – устройство вывода информации графически;
      2. Принтер – это устройство вывода информации на бумажный носитель;
      3. Акустические колонки или наушники – это устройство вывода звуковой информации.
 
§2.3 Программное обеспечение компьютера
 
Компьютер состоит из аппаратного обеспечения (технические устройства) и программного обеспечения.
Программа – это описание последовательности действий на формальном языке, которые необходимо выполнить над данными для решения поставленной задачи.
Программное обеспечение компьютера (ПО) – это совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере.
 
Всё многообразие ПО можно разделить на три группы: системное ПО, системы программирования, прикладное ПО.
 
Системное ПО включает в себя операционную систему и сервисные программы.
Операционная система (ОС) – это комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к ресурсам компьютера.
Сервисные программы – это различные программы, обслуживающие диски (проверка, восстановление, очистка и др.), архиваторы, антивирусные программы, коммуникационные и т.д.
 
Система программирования – это комплекс программных средств, предназначенных для разработки компьютерных программ на языке программирования.
Программирование – это процесс создания программ и разработки всех типов ПО.
Программист – это специалист, разрабатывающий ПО.
 
Прикладные программы (приложения) – это программы, с помощью которых пользователь может работать с разными видами информации, не прибегая к программированию.
Приложения общего назначения:
  • Текстовые редакторы;
  • Электронные таблицы;
  • Графические редакторы;
  • Мультимедийные проигрыватели;
  • Редакторы презентаций;
  • Системы управления базами данных.
Приложения специального назначения:
  • Издательские системы;
  • Бухгалтерские программы;
  • Системы автоматизированного проектирования;
  • Программы компьютерного моделирования;
  • Математические пакеты;
  • Геоинформационные системы;
  • Медицинские экспертные системы.
  • Различные образовательные программы.
 
§2.4 Файлы и файловые структуры
 
Все программы и данные хранятся во внешней памяти компьютера в виде файлов.
Файл – это поименованная область внешней памяти.
Файловая система – это часть ОС, определяющая способ организации, хранения, и именования файлов на носителях информации.
 
Файлы, содержащие данные, называются документами.
Файлы, содержащие прикладные программы, называются файлами-приложениями.
 
Для удобства поиска информации файлы объединяют в группы, называемые каталогами или папками.
Каталог (папка) – это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов).
 
Файловая структура диска – это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.
Файловые структуры бывают простыми (линейная последовательность файлов) и многоуровневыми (иерархическими).
Иерархия – это расположение частей (элементов) целого в порядке от высшего к низшим.
Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом.
Путь к файлу – это имена всех каталогов от корневого до того, в котором находится файл.
Полное имя файла – это последовательно записанные путь к файлу и имя файла.


§2.5 Пользовательский интерфейс
 
Пользовательский интерфейс – это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
Пользовательский интерфейс: командный интерфейс, графический интерфейс, объектно-ориентированный графический интерфейс.
Взаимодействие человека и компьютера строится на основе объектно-ориентированного графического интерфейса, в котором:
  • все объекты представляются в виде значков,
  • работа с объектами осуществляется в окнах,
  • основным элементом программного управления является меню,
  • основными элементами аппаратного управления являются манипуляторы (мышь, сенсорная панель и т.д.)
 
§3.1 Формирование изображения на экране монитора
 
Пиксели – это отдельные точки, из которых формируется изображение на экране монитора.
Пиксели образуют строки. Всё изображение состоит из определенного количества строк.
Пространственное разрешение монитора – это количество пикселей, из которых складывается изображение на экране. Определяется как произведение количества строк изображения на количество точек в строке.
Каждый пиксель имеет определенный цвет, который получается комбинацией трех базовых цветов – красного, зеленого и синего (цветовая модель RGB – Red, Green, Blue).
Пиксель – это три крошечные точки красного, зеленого и синего цветов, расположенных очень близко друг к другу.
Монитор и видеокарта, включающие в себя видеопамять и видеопроцессор, образуют видеосистему персонального компьютера.


§3.2 Компьютерная графика
 
Компьютерная графика – это широкое понятие, обозначающее:
  1. разные виды графических объектов, созданных или обработанных с помощью компьютера;
  2. область деятельности, в которой компьютеры используются как инструменты создания и обработки графических объектов.
В зависимости от способа создания графического изображения различают растровую, векторную и фрактальную графику.
 
В растровой графике изображение формируется в виде растра.
Растр – это совокупность пикселей, образующих строки и столбцы (т.е. решетка).
В памяти компьютера хранится информация о цвете каждого пикселя.
Преимущества растровой графики: высокое качество изображения, реалистичность, естественные цвета, возможность получить изображения с помощью специальных устройств.
Недостатки растровой графики: большой объем данных, потеря качества при масштабировании, сложность редактирования изображения.
 
В векторной графике изображения формируются с помощью наборов данных, описывающих графический объект (фигуру), и формул их построения.
В памяти компьютера хранится описание геометрических фигур, составляющих изображение.
Преимущества векторной графики: небольшой объем данных, сохранение качества при масштабировании, легкость редактирования изображений.
Недостатки векторной графики: схематичный вид изображения, неестественные цвета, нет возможности сделать плавный переход от одного цвета к другому.
 
Во фрактальной графике изображения формируются с помощью математических формул (уравнений).


§3.3 Создание графических изображений
 
Графический редактор – это компьютерная программа, позволяющая создавать и редактировать изображения.
Основными элементами интерфейса любого графического редактора являются: строка заголовка, строка меню, рабочая область, панели инструментов, палитра, строка состояния.
Различают растровые и векторные графические редакторы.
Растровые графические редакторы: Microsoft Paint, Gimp, Adobe Photoshop...
Векторные графические редакторы: OpenOffice.org Draw, Inkscape, Adobe Illustrator, CorelDraw...


§4.1 Текстовые документы и технологии их создания
 
Текстовый документ – это информация, представленная на бумажном, электронном или ином материальном носителе в текстовой форме.
Основные структурные единицы текстового документа: раздел, абзац, строка, слово, символ.
Подготовка текстов – одна из самых распространенных сфер применения компьютеров. Для работы с текстом необходимо установить специальные программы.
Текстовый редактор – это прикладная программа для создания и обработки текстовых документов.
Виды текстовых редакторов: простые текстовые редакторы, текстовые процессоры, издательские системы.
 
Простой текстовый редактор может обрабатывать буквы, цифры, знаки препинания и специальные символы, которые можно ввести с помощью клавиатуры компьютера.
Например, Notepad (Блокнот).
 
Текстовый процессор – это текстовый редактор с расширенными возможностями, позволяющий не только писать текст, но и выполнять автоматическую проверку правописания, изменять вид и размер шрифта, включать в документ таблицы, формулы, рисунки, схемы, звуковые фрагменты и др.
Например, Microsoft Word, OpenOffice.org Writer, LibreOffice Writer, WordPad.
 
Издательские системы – это профессиональные программы, предназначенные для подготовки буклетов, брошюр, газет, журналов и книг.


§4.2-4.3 Создание текстовых документов на компьютере.
Форматирование текста
 
Набор текста – это ввод текста в память компьютера с помощью клавиатуры.
Редактирование текста – это изменение текста, хранящегося в памяти компьютера.
Форматирование текста – это процесс оформления текста.
Цель форматирования – сделать восприятие готового документа простым и приятным для читателя.
 
Символ – это минимальная графическая единица текста.
При форматировании символов можно изменить:
  • шрифт (единый стиль изображения символов),
  • размер шрифта, или кегль (высота шрифта, измеряемая в пунктах (пт), 1 пт – это 1/72 дюйма (примерно 0,35 мм)),
  • начертание символов (нормальное, полужирное, курсивное, подчеркнутое, перечеркнутое, контурное, верхний индекс, нижний индекс),
  • цвет символа и др.
 
Абзац – это часть документа между двумя соседними непечатаемыми символами конца абзаца.
При форматировании абзаца можно изменить:
  • выравнивание (расположение абзаца относительно боковых границ страницы),
  • отступ первой строки (красная строка),
  • междустрочный интервал (расстояние между соседними строками внутри абзаца),
  • отступы слева и справа (расстояние от края страницы до границы абзаца),
  • интервалы перед абзацем и после абзаца (расстояние между соседними абзацами) и др.
 
При форматировании страниц документа можно изменить:
  • ориентацию страницы (книжная или альбомная),
  • поля (пустое пространство по краям страницы),
  • номера страниц,
  • колонтитулы (дополнительная информация, которая автоматически выводится на каждой странице документа)
 
Наиболее распространенные форматы текстовых документов: txt, doc, odt, rtf, html, pdf.


§4.4 Визуализация информации в текстовых документах
 
Текстовая информация воспринимается лучше, если она визуализирована, т.е. организована в виде списков, таблиц, диаграмм, снабжена иллюстрациями и т.д.
Различные перечни в документах оформляются с помощью списков (нумерованных/маркированных и одноуровневых/многоуровневых).
Для описания объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, часто используются таблицы. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легкообозрима.
Текстовые процессоры позволяют включать в документ графические изображения: фотографии, картинки, автофигуры, красочные надписи, диаграммы, графические схемы и т.д.


§4.5 Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода
 
Автоматизировать работу с текстовой информацией человеку позволяют дополнительные программы.
Для ввода текстов в память компьютера с бумажных носителей используют сканеры и программы распознавания символов (например, ABBYY FineReader).
Компьютерные словари выполняют перевод отдельных слов и словосочетаний с одного языка на другой.
Компьютерные словари могут быть установлены на компьютер как самостоятельные программы, могут быть встроены в текстовые процессоры, а также существуют в on-line режиме в сети Интернет.
Для перевода текстовых документов применяются программы-переводчики.


§4.6 Оценка количественных параметров текстовых документов
 
Текст состоит из символов – букв, цифр, знаков препинания и т.д. Компьютер различает вводимые символы по их двоичному коду.
Соответствие между изображениями символов и кодами символов устанавливается с помощью кодовых таблиц.
Информационный объем сообщения (количество информации) I равен произведению количества символов в сообщении K на информационный вес i символа алфавита.
I = K * i
Iколичество информации, содержащееся в сообщении (информационный объем всего сообщения),
Kколичество символов в тексте сообщения,
i информационный вес одного символа (информационный объем одного символа) – это количество битов (байтов, килобайтов и т.д.), необходимых для записи одного символа в указанной кодировке.


§5.1 Технология мультимедиа
 
Технология мультимедиа – это технология, обеспечивающая одновременную работу со звуком, видеороликами, анимациями, статическими изображениями и текстами в интерактивном (диалоговом) режиме.
Чтобы обрабатывать звук на компьютере, его нужно дискретизировать – превратить в дискретный сигнал (последовательность нулей и единиц).
Для того чтобы создать у человека иллюзию движения (видео), ему нужно показывать быстро сменяющиеся картинки, на которых изображены последовательные фазы движения. На этом основано действие видеокамеры, которая производит снимки 16, 24 или 36 раз в секунду.


§5.2 Компьютерные презентации
 
Презентация – это публичный способ представления информации, наглядный и эффективный.
Компьютерная презентация – это мультимедийный продукт, представляющий собой последовательность выдержанных в одном графическом стиле слайдов, содержащих текст, рисунки, фотографии, анимацию, видео и звук.
Слайд презентации – это многослойная структура: на выбранный фон можно наслаивать текст, изображения и другие объекты.
На слайдах можно размещать различные информационные объекты (тексты, схемы, таблицы, изображения и др.) и гиперссылки.
Гиперссылки – это ссылки, обеспечивающие переход к информационным объектам на других слайдах презентации, в других файлах или в сети Интернет.
Гипертекст – это технология создания документов, при которой в качестве гиперссылок выступают только текстовые объекты (слова или словосочетания).
Гипермедиа – это технология создания документов, при которой в качестве гиперссылок вместе с текстовыми выступают графические и звуковые объекты.
Microsoft PowerPoint и OpenOffice.org Impress являются наиболее распространенными программами для создания мультимедийных презентаций.

 
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта