Среда, 21 Февраля 2018, 17:39
Приветствую Вас Гость

Сайт учителя информатики Сабанина И.А.

Меню сайта
Наш опрос
Вы впервые на этом сайте?
Всего ответов: 42
Статистика
6 класс

§1 Объекты окружающего мира
 
Объект – это любая часть окружающего мира (предмет, процесс или явление), воспринимаемая человеком как единое целое.
Множество – это совокупность, набор, коллекция объектов.
Элементы множества – это объекты, составляющие это множество.
 
Каждый объект имеет имя, которое позволяет отличать его от других объектов.
Имена бывают общими и единичными.
В сообщении об объекте человек может описать его признаки: свойства, действия, поведение и состояние.
 
Информатика – это наука, изучающая закономерности протекания процессов передачи, хранения и обработки информации в природе, обществе, технике, а также изучающая способы автоматизации этих процессов с помощью компьютера.

§2 Компьютерные объекты
 
Все программы и данные в памяти компьютера хранятся в виде файлов, которые группируются в папки.
Файлы и папки – это компьютерные объекты.
Файл – это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем.
Имя файла состоит из собственно имени и расширения.
Документы – это файлы, содержащие данные (рисунки, тексты).
Файлы-документы создаются и обрабатываются с помощью прикладных программ.
 
Бит – это отдельная ячейка памяти компьютера, которая хранит самый маленький объем информации (1 или 0).
8 битов составляют 1 байт.
1 Кбайт (один килобайт) = 1024 байта
1 Мбайт (один мегабайт) = 1024 Кбайта
1 Гбайт (один гигабайт) = 1024 Мбайта
1 Тбайт (один терабайт) = 1024 Гбайта

§3 Отношения объектов и их множеств
 
Отношение – это взаимная связь, в которой находятся какие-либо объекты или множества.
Круги Эйлера – это круги, с помощью которых удобно графически представлять множества.
 
Если два множества имеют общие элементы, то говорят, что эти множества пересекаются.
Если два множества не имеют общих элементов, то говорят, что эти множества не пересекаются.
Если каждый элемент первого множества является элементом второго множества, то говорят, что первое множество – это подмножество второго множества.
Если каждый элемент первого множества является элементом второго множества и, наоборот, каждый элемент второго множества является элементом первого множества, то говорят, что эти множества равны.
 
Схема отношений «входит в состав» отражает составные части и порядок, в котором предмет «разбирался» на части.

§4 Разновидности объектов и их классификация
 
Из двух множеств, связанных отношением «является разновидностью», одно является подмножеством другого.
Классификация объектов – это деление множества объектов на классы.
Класс – это подмножество объектов, имеющих общие признаки.
 
Признаки, по которым один класс отличается от другого, называются основанием классификации.
Классификация называется естественной, если в качестве ее основания взяты существенные признаки объектов.
Классификация называется искусственной, если в качестве ее основания взяты несущественные признаки объектов.

§5 Системы объектов
 
Любой реальный объект достаточно сложен, поэтому его можно рассматривать как систему.
Система – это целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой.
Части, образующие систему, называются ее компонентами (элементами).
Структура – это порядок объединения элементов, составляющих систему.
 
Главное свойство любой системы – возникновение системного эффекта.
Системный эффект заключается в том, что при объединении элементов в систему у этой системы появляются новые признаки, которыми не обладал ни один из элементов в отдельности.

§6 Персональный компьютер как система
 
Интерфейс – это средства, обеспечивающие взаимосвязь между человеком и компьютером.
Аппаратный интерфейс – это средства взаимодействия между устройствами компьютера.
Программный интерфейс – это средства взаимодействия программ между собой.
Аппаратно-программный интерфейс – это средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения компьютера.
Пользовательский интерфейс – это средства взаимодействия человека и компьютера.

§7 Как мы познаем окружающий мир
 
Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников.
Восприятие – это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Восприятие складывается из отдельных ощущений.
Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринимаемого ранее.
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов.
Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.
Умозаключение – это форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений по определенным правилам вывода получается новое суждение.

§8 Понятие как форма мышления

Основные логические приемы формирования понятий:
  1. Анализ – это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
  2. Синтез – это мысленное соединение частей объекта или его признаков в единое целое.
  3. Сравнение – это мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
  4. Абстрагирование – это мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.
  5. Обобщение – это мысленное объединение однородных объектов.
Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении.

§9 Информационное моделирование

Моделирование – это метод познания объектов окружающего мира, заключающийся в создании и исследовании моделей.
Модель – это новый объект, который отражает существенные признаки изучаемого предмета, процесса или явления.
При моделировании объект-заменитель называют моделью, а исходный объект – прототипом или оригиналом.
Модель не является точной копией объекта-оригинала.
 
Модели: натурные и информационные.
Натурная (материальная) модель – это уменьшенные или увеличенные копии, воспроизводящие внешний вид моделируемого объекта, его структуру или поведение.
Информационная модель – это описание объекта-оригинала на одном из языков кодирования информации.
Информационные модели: графические, знаковые и смешанные.

§10 Знаковые информационные модели

Словесные модели – это описания предметов, явлений, событий или процессов на естественных языках (русском, английском и др.).
Математические модели – это информационные модели, построенные с использованием математических понятий и формул.

§11 Табличные информационные модели

Для описания ряда объектов, обладающими одинаковыми наборами свойств, часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк.
Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
Правила оформления таблиц:
  1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации;
  2. Заголовки столбцов и строк должны быть краткими, не содержащими лишних слов;
  3. Для числовых величин в таблице должны быть указаны единицы измерения (указываются либо в заголовке таблицы, либо в заголовках соответствующих строк или столбцов);
  4. Все ячейки таблицы должны быть заполненными.
 
При необходимости в ячейки заносят уловные обозначения:
? – данные неизвестны;
х – данные невозможны;
↓ - данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.

§12 Графики и диаграммы

График – это линия, дающая наглядное представление о характере зависимости одной величины от другой.
На графике изображают две координатные оси под прямым углов друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладываются представляемые значения. При изменении одной величины меняется и другая величина.
График позволяет отслеживать динамику изменения данных.
Диаграмма – это графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины.
Диаграммы позволяют сравнивать значения величин.
Если сравниваемые величины образуют в сумме 100%, то используют круговые диаграммы.
Если сравниваемые величины не образуют что-то целое, то используют столбчатые диаграммы, состоящие из параллельных прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины.

§13 Схемы

Схема – это представление объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений.
С помощью схемы может быть представлен внешний вид объекта, его структура и поведение.
Карта – это уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости.
Граф – это графическое изображение, в котором объекты изображены вершинами, а связи между ними – линиями (рёбрами).
Цепь – это путь по вершинам и рёбрам графа, в который любое ребро графа входит не более одного раза.
Цикл – это цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают.
Сеть – это граф с циклом.
Дерево – это граф, в котором нет циклов.

§14 Что такое алгоритм

Алгоритм – это описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату.
Разработчиком алгоритмов является человек.
Алгоритмы исполняют люди и различные технические устройства.

§15 Исполнители вокруг нас

Исполнитель – это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определенный набор команд.
Исполнители: формальные и неформальные.
Формальный исполнитель одну и ту же команду всегда выполняет одинаково.
Неформальный исполнитель одну и ту же команду может выполнять по-разному.
 
Для любого формального исполнителя можно указать круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов и режимы работы.
Круг решаемых задач – это определенный класс задач, для решения которых создан исполнитель.
Среда исполнителя – это область, обстановка, условия, в которых действует исполнитель.
Система команд исполнителя (СКИ) – это совокупность всех команд, которые может выполнить конкретный исполнитель.
Система отказов исполнителя – это отказ «не понимаю» или «не могу», возникающие тогда, когда исполнителю подается команда, не входящая в его СКИ, или когда команда из СКИ не может быть выполнена в конкретных условиях среды.
 
Режим работы исполнителя: режим непосредственного управления (исполнитель ожидает команды и немедленно выполняет их при поступлении) и режим программного управления (исполнителю сначала задается полная последовательность команд, а затем он выполняет их в автоматическом режиме).

§16 Формы записи алгоритмов

Программа – это алгоритм, записанный на языке, понятном исполнителю.
Алгоритмы удобно изображать с помощью блок-схем.
Для обозначения шагов алгоритма в блок-схемах используются геометрические фигуры:
  • Овал – начало или конец алгоритма.
  • Параллелограмм – ввод или вывод данных.
  • Ромб – условие о принятии решения о выполнении действия.
  • Прямоугольник – выполняемое действие.
Последовательность действий указывается с помощью стрелок, соединяющих фигуры, обозначающие шаги алгоритма.

§17 Типы алгоритмов

Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом.
Алгоритм с ветвлением – это алгоритм, в котором в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.
Алгоритм с повторением (циклический алгоритм) – это алгоритм, в котором выполнение одной и той же последовательности действий повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие.
Зацикливание – это ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается.

 
Поиск
Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Архив записей
Друзья сайта